Студент – Исследователь – Профессионал

С 11 апреля 2016 г. в соответствии с приказом №112 ректора Белорусского государственного технологического университета (БГТУ) Игоря Войтова факультет издательского дела и полиграфии (ИДиП) был переименован в факультет принттехнологий и медиакоммуникаций (ПиМ). Именно здесь проводится огромная планомерная научно-исследовательская и учебно-воспитательная работа по подготовке профессиональных кадров для издательско-полиграфической отрасли: редакторов-технологов, инженеров-электромехаников полиграфического оборудования, инженеров-технологов.

Система подготовки студентов к профессиональной деятельности на факультете ПиМ и кафедре редакционно-издательских технологий состоит из четырех условно названных этапов: «профориентационного», «научно-познавательного», «конкурсно-грантового», «дипломно-проектного».

Профориентационный этап

Одним из основных по праву считается «профориентационный». От него во многом зависит, насколько подготовленные и мотивированные абитуриенты поступят на соответствующую специальность, как придется выстраивать дальнейшую работу с каждым из них. Исходя из такого понимания результатов профориентационной работы, формы ее на кафедрах факультета самые разнообразные: выездные лекции всех сотрудников кафедр в учреждения среднего и среднеспециального образования страны, участие преподавателей в составе жюри районных, областных, республиканских олимпиад и творческих конкурсов, индивидуальная работа со школьниками по подготовке к таким творческим испытаниям, организация курсов повышения квалификации для учителей. Кроме этого, прекрасные возможности проявить себя и познакомиться с материально-технической базой и научным потенциалом факультета дают традиционные «дни открытых дверей», международные научно-практические конференции и конкурсы, проводимые на факультете с приглашением на них белорусских учеников и педагогов. За последние пять лет это были: ставший традиционным Международный научный форум «Скориновские чтения» (2015, 2016, 2017, 2019 гг.), Международный конкурс «500-летие белорусского книгопечатания» (2017 г.), ежегодные студенческие конференции «Первый шаг в науку», в которых приняли участие более 200 учащихся 7–11 классов (около 40% из них стали студентами факультета ПиМ).

Научно-познавательный этап

Второй (научно-познавательный) этап подготовки молодого специалиста начинается с первого курса. Студентам в первый же месяц учебы сотрудники выпускающих кафедр факультета совместно с кафедрой белорусской филологии и кафедрой межкультурной коммуникации и технического перевода предлагают разнообразную тематику для написания научных работ.

Как показывает практика, около 25% первокурсников специальности «издательское дело» активно включаются в такую деятельность и уже ко второму курсу имеют от одной до пяти публикаций. Наибольшая публикационная активность наблюдается у бывших победителей и призеров республиканских и международных олимпиад среди школьников. К такой категории студентов в университете отношение особое. Приказом ректора каждому из них назначается научный руководитель, который курирует студента на протяжении всей учебы в вузе. В результате такой совместной деятельности выпускники бакалавриата имеют от 10 до 25 публикаций и полностью мотивированы заниматься научной деятельностью в магистратуре и аспирантуре.

Конкурсно-грантовый этап

На втором–третьем курсах в научно-практическую деятельность вовлекаются более половины студентов специальности «издательское дело». Этот этап условно называется «конкурсно-грантовый». Он предусматривает следующее:

  1. Проектирование и создание собственного портфолио, которое обязательно демонстрируется в конце обучения членам Государственной экзаменационной комиссии во время сдачи экзамена по специальности. Ежегодно от 30 до 40% выпускников, мотивированные необходимостью создания качественного портфолио как будущей презентации себя перед работодателем, ежегодно представляют готовые экземпляры книг, каталогов, брошюр, дизайнерских решений, где они являлись организаторами и исполнителями полного цикла создания печатной продукции или электронной разработки.
  2. Участие студентов в финансируемой науке. На кафедре студенты выполняют минимум два финансируемых Министерством образования Республики Беларусь гранта. Например, в 2016 и 2017 гг. были успешно завершены следующие студенческие госбюджетные темы: ГБ 15–052 «Комплексны аналіз рэдакцыйна-выдавецкай палітыкі газеты “Наша Ніва” (1906–1915, 1920 гг.)»; ГБ 16-519 «Унутраныя і знешнія элементы беларускамоўнай мастацкай кнігі як сродак рэкламавання і прасоўвання выдання»; ГБ 17-069 «Орфографические словари белорусского языка: типология, структура, содержание, технология создания»; ГБ 17-070 «Электронные учебные мультимедийные издания для УВО Республики Беларусь: современное состояние, тенденции развития». В 2019 г. разработаны и завершены темы ГБ 19-038 «Школьные СМИ как средство развития медиакоммуникаций» (рук. гранта – студентки Хваленя С. В. и Воронецкая А. В.) и ГБ 19-036 «Белорусскоязычные словари личных существительных: типология, структура, содержание, технология создания и продвижения» (рук. гранта – студентки Богданович К. В. и Трошко Е. С.).
  3. Участие студентов в профильных вузовских олимпиадах, проводимых сотрудниками выпускающих кафедр совместно с представителями издательско-полиграфического комплекса Республики Беларусь. Ежегодно каждая кафедра проводит более 10 таких олимпиад.
  4. Участие студентов в республиканских и международных конкурсах научных работ. Число участников за учебный год достигает 30% от общего количества обучающихся на факультете. Самым популярным Международным конкурсом по праву считается «Молодежь и полиграфия», который проводится сотрудниками Львовской академии печати (Украина).
  5. Прохождение зарубежных стажировок. География редакционно-издательских центров, близких по проблематике факультетов, и институтов, полиграфических предприятий, где стажировались наиболее подготовленные студенты старших курсов, магистранты и аспиранты, с каждым сезоном расширяется. Так, за последние три года 22 представителя факультета ПиМ побывали на стажировках в Германии, Греции, Китае, Литве, Польше, России, Украине, Чехии, Словакии.

Дипломно-проектный этап

Четвертый этап в системе подготовки на I ступени образования назван «дипломно-проектным». В нем задействованы все выпускники разных специальностей факультета ПиМ. Активная фаза этого этапа — выпускной курс, на котором обучается студент. За последний год обучения в университете каждый выпускник должен пройти четырехнедельную преддипломную практику, разработать концепцию дипломного проекта и защитить его перед членами Государственной экзаменационной комиссии, которая на половину состоит из приглашенных представителей издательско-полиграфического комплекса страны. Согласно статистике последних лет, около 50% дипломных проектов факультета ПиМ выполняются по заказам предприятий и подкреплены актами внедрения в производство или в учебный процесс. Тематика таких дипломов, как правило, связана с 1) разработкой фирменного стиля предприятий и организаций, 2) редакционно-издательской подготовкой различных видов изданий (книг, брошюр, буклетов, плакатов, открыток, фотоальбомов, каталогов), 3) исследованием динамики рынка книжной и газетно-журнальной продукции, 4) созданием упаковочного производства, 5) изучением и усовершенствованием редакционно-издательских технологий, 6) созданием и продвижением сайтов, 7) усовершенствованием качества печати, 8) исследованиями и разработками в сфере дизайна.

 Распределение

Потребность в выпускниках с дипломом редактора-технолога имеется в каждой организации и на каждом предприятии, где нужно разрабатывать инфографику, дизайн, рекламу продукции или услуг, редактировать и создавать газетно-журнальные и книжные издания, верстать тексты, качественно поддерживать работу сайтов, организовывать выставочную деятельность. В мае этого года, на момент окончательного распределения мы имели больше заявок, чем студентов-выпускников. Для примера: на должностях редактора, ведущего редактора, корректора с августа работают выпускники в НАН Республики Беларусь, БГУ, Военной академии Республики Беларусь, БелГут, БГТУ, БГПУ, «Редакциях газет «СБ Беларусь сегодня», «Комсомольская правда», «Мінская праўда», издательствах «Аверсэв» и «Народная асвета». Дизайнерами, копирайтерами в ТДА «АртЛайнСити», ТАА «ИЛИТА ГРУПП» и др.

 Заказчикам кадров

По поводу подготовки кадров хотелось бы обратиться ко всем руководителям фирм, предприятий, организаций: не затягивайте с заявками на будущего специалиста в области верстки, дизайна, редактуры, а уже сейчас звоните, приходите, встречайтесь с будущими выпускниками 2021 года, приглашайте на преддипломную практику. Совместными усилиями мы сможем подготовить нужного вам профессионала.

 

Зав. кафедрой редакционно-издательских технологий БГТУ
Владимир Куликович