Хроника Скориновских чтений – 2021

Первый день. 7 октября 2021 года.

На факультете принттехнологий и медиакоммуникаций (кафедра редакционно-издательских технологий) начал работу Международный форум исследователей и любителей книги. В первый день были организованы два пленарных заседания, которые прошли в онлайн-формате.

Среди выступающих были представители:

Беларуси — Белорусский государственный университет культуры и искусства, Белорусский государственный университет, Могилёвский государственный университет им. А. А. Кулешова, Белорусский государственный педологический университет им. М. Танка, Национальный институт образования, Национальная академия наук Беларуси, Академия управления при президенте Республики Беларусь и Белорусский государственный технологический университет.

России — Новосибирский государственный университет, Московский педагогический государственный университет.

Китая — Тяньцзиньский университет иностранных языков.

Болгарии — Университет библиотековедения и информационных технологий, Национальная спортивная академия.

Второй день. 8 октября 2021 года.

Во второй день форума прошла работа по семи направлениям:

  • секция «Традиции и современная книжная культура»;
  • секция «Актуальные проблемы развития издательско-полиграфического комплекса: структура, экономические показатели, менеджмент, маркетинг»;
  • секция «Инновации в книгоиздании и книгораспространении»;
  • секция «Современные технологии подготовки издания к печати»;
  • секция «Медиа и книжный рынок»;
  • секция «Современный литературный процесс. Проблемы текстологии в контексте книгоиздания»;
  • секция «Лингвистические исследования в издательском деле».

Участниками были представлены доклады на широкую тематику, освещающие актуальные тенденции и проблемы сфер книгоиздания и рекламы, средств массовой информации и интернет-технологий. Для получения более подробной информации о темах докладов можно ознакомиться в программе конференции.

В итоге форум стал важной площадкой как для обмена опытом между специалистами отрасли, так и одной из первых ступеней в науке для студентов различных университетов. Общее количество представленных очно докладов превысило шестьдесят.

В рамках форума также был проведен круглый стол по теме «Подготовка специалистов в издательско-полиграфической отрасли» с участием представителей различных издательских организаций. Были подняты вопросы привлечения абитуриентов, обучения студентов, распределения и работы молодых специалистов в сфере издательского дела, а также взаимодействия университетов и потенциальных работодателей.

«На сегодняшний день, помимо тех знаний, которыми владеет редактор, он должен знать закон «Об авторском праве и смежных правах». Это не означает, что он заменяет юриста в организации, однако при создании, оформлении, выпуске книги или при обработке другой информации, возникают очень много нюансов, связанных с авторскими правами, — отметила Анна Густавовна Латушкина, заместитель директора по развитию издательства «Аверсэв». — Также нужно владеть азами маркетинга, чтобы понимать, что делать, как делать и когда. Для специалиста важно умение действовать в конкурентной среде и доказывать свои преимущества, иначе успеха достичь не получится. Главными личными качествами, которые работодатель желает увидеть в молодом специалисте, являются обучаемость, коммуникативность, работоспособность, а также приверженность профессии. Современному работнику издательской сферы необходимо быть готовым в течение всей жизни пополнять свои знания, обучаться новым навыкам и повышать квалификацию».

В конце были подведены итоги работы форума. В заключительном слове заведующий кафедрой редакционно-издательских технологий Владимир Иванович Куликович отметил, что мероприятие прошло на высоком организационном и научном уровне, и цель форума — обменяться взглядами на функцию книги в современном обществе, подготовку специалистов для издательско-полиграфической отрасли — была достигнута в полном объеме.

«Пленарное заседание с участием опытных педагогов, издателей-практиков и работников библиотек показало, что современная книга выполняет все возложенные на нее функции в обществе, динамично развивается; появляются новые виды изданий, которые требуют дальнейшего теоретического осмысления, — сказал Владимир Куликович. — Было установлено, что издатели России, Болгарии, Украины, Китая одинаково оценивают роль учебной книги в образовательном процессе и стремятся сделать учебные издания информативно значимыми, удобными для пользования. Круглый стол был познавательным и крайне важным для кафедры, поскольку выступления его участников позволили не только установить проблемы подготовки специалистов, но и найти ряд качественных подходов к их решению. Среди них, например, согласование планов практики с возможностями конкретных предприятий; более активное приглашение сотрудников редакций для обсуждения со студентами узкоспециализированных вопросов (авторского права, менеджмента издательской продукции и прочие)».

Светлана Хваленя, маг. каф. РИТ,
Марина Макарчук, спец. каф. РИТ